Ася Баскаева Куратор проекта Уже долгое время наука и искусство, незаметно для большинства, сосуществуют в некотором особенном союзе, который не так просто отследить. Обе сферы, ориентированные на разбор знаковых философских, культурных и социальных вопросов, взаимно питались открытиями, вдохновениями и технологиями. Научные достижения и новшества поражали современников и не могли оставить равнодушными творческих деятелей. История искусства знает не мало таких примеров: инженерные разработки и оптические эксперименты Леонардо да Винчи, человекоподобные «автоматоны» XVII века, тревожащие воображение зрителей и философов своим живоподобием и потенциальной возможностью развития наравне с живым существом, божественным творением, механические технологии театральных подмостков, позволяющие создавать проникновенные, удивительные эффекты на сцене. Близость науки и искусства, их взаимопроникновение — явление, которое в наше время все чаще становится предметом научного изучения в рамках истории искусства и культуры. Исследование их взаимодействия с каждым годом приобретает новые формы, а в наши дни имеет отдельные направления, такие как сайнс-арт, или био-арт, и другие. Интересно, что в сознании зрителя два таких разных культурных аспекта, как искусство и наука, как правило, разделены. Это разделение утверждается в сознании довольно рано, вместе с попыткой отделить «гуманитариев» от «техников». При этом примечательно, что именно в нашей стране более пятидесяти лет назад говорили о «физиках и лириках» и мыслили движение к новому социуму и культуре именно через союз одухотворенных первооткрывателей из разных сфер, одной из которых, безусловно, являлась исследовательская деятельность в области ядерной энергетики. Наш проект стал частью этого исследовательского процесса и для его реализации мы собрали 12 художников из числа резидентов арт-кластера «Таврида», каждый из которых представил свою уникальную работу, являющуюся ответом на наш вопрос о том, что является образом науки через призму художественного восприятия. Организаторов проекта в первую очередь интересовал не исследовательский, а именно творческий взгляд на научные процессы. В ходе осмотра выставки зрители смогут ознакомиться с описаниями работ, и небольшими видеоинтервью с художниками на сайте проекта. Примечательно, что в беседах для интервью многие из участников подчеркнуто усматривают схожесть функций и задач ученого и художника, как исследователя и искателя ответов. В глазах творца оба, и ученый и художник, представляется деятелем, открытым миру и его вызовам, чтобы из обрывков взаимосвязанных деталей, информационных кодов и изучаемых элементов, найденных в процессе исследования, собрать и сотворить что-то целостное и качественно новое. В сущности, и то и то превращается в путь открытий и путь творения, и это именно та призма, через которую мы постарались раскрыть актуальную для павильона «АТОМ» тему. |